четверг

Собор Парижской Богоматери



Когда-то на месте Собора Парижской Богоматери находился римский храм, посвященный богу Юпитеру, позже - две церкви: Святого Этьенна (первомученика Стефана) и Парижской Богоматери.
Первый камень собора был заложен в 1163 году, строительство его продолжалось 170 лет и закончилось в 1285 году.
Имя архитектора собора история не сохранила, известны лишь имена некоторых скульпторов, художников и мастеров, трудившихся над его созданием.
Построенный в основном по романскому базиликальному плану, Собор Парижской Богоматери сохраняет всю "мощь и царственность старинной базилики", но в то же время, по определению Гюго, "это уже не храм романского стиля, но это еще и не вполне готический храм".
В средние века собор был центром духовной и общественной жизни. Здесь служили торжественный молебен в честь восшествия на трон французских королей (сама коронация по традиции происходила в соборе города Реймса).
Фото с сайта: http://dreamworlds.ru/index.php?newsid=18864
Во время Великой Французской революции собор был разграблен, многие скульптуры разбиты. Позднее в нем устроили храм разума.
До середины XIX века собор находился в плачевном состоянии. Его возрождение началось после опубликования в 1831 году романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери".
Существует множество легенд и гипотез о зашифрованных в архитектуре Собора оккультных знаниях.
Исследователь Фулканелли считал, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр Дама секрет философского камня: "Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора - пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он - Алхимик Нотр Дама" (“Загадки соборов”)
.
Загадочные гаргульи Собора Парижской Богоматери. Согласно одной из существующих версий, они олицетворяют разные стороны человеческой души.
О том, что в архитектуре Собора Парижской Богоматери скрыты некие идеи тайных философских школ, пишет в своей книге "Новая модель вселенной" и Петр Успенский (1878—1947) - русский писатель, математик, философ-мистик:
”Когда я смотрел вниз с башен Нотр-Дам, у меня возникало множество странных мыслей. Сколько столетий прошло под этими башнями! Как много перемен - и как мало что-либо изменилось! Маленький средневековый городок, окруженный полями, виноградниками и лесом. Затем растущий Париж, который несколько раз передвигал свои стены. Париж последних столетий, который, как заметил Виктор Гюго, "меняет свое лицо раз в пятьдесят лет". И люди... Они вечно куда-то идут мимо этих башен, вечно куда-то торопятся - и всегда остаются там же, где были; они ничего не видят, ничего не замечают; это одни и те же люди. И башни одни и те же, с теми же химерами, которые смотрят на город, вечно меняющийся, вечно исчезающий и вечно остающийся одним и тем же. Здесь ясно видны две линии в жизни человечества. Одна - жизнь всех людей внизу; другая - линия жизни тех, кто построил Нотр-Дам. Глядя вниз с этих башен, чувствуешь, что подлинная история человечества, достойная упоминания, и есть история строителей Нотр-Дам, а не тех, кто проходит мимо..."
Собор Парижской Богоматери считается не только духовным центром Парижа (это главный городской храм), но центром города в прямом смысле слова. На дорожных указателях расстояние до любой точки Франции просчитано именно от Нотр-Дама.
На площади перед главных входом в собор - знак парижского нулевого меридиана - отсюда отсчитываются километры французских дорог. Отполированный тысячами ног он сверкает на солнце, словно золотой. Каждый уважающий себя турист считает своим долгом крутануться на нем по часовой стрелке и успеть загадать желание. Кстати, похожая традиция существует в Милане - в галерее Виктора Эммануила, - там для осуществления желаний служит пах быка, изображенного на мозаичном полу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

"… и сказал он себе: нехорошо, если все те великие
диковины, что он сам видел или о которых слышал правду, не будут записаны для
того, чтобы и другие люди, не видевшие и не слышавшие, могли научиться из такого
повествования."

Марко Поло, “Книга о разнообразии мира”