четверг

Транспорт: как и на чем ездят в Венеции

Вапоретто - главный транспорт Венеции

Венеция - единственный город в мире, где нет колесного транспорта (кроме, пожалуй, детских колясок). Нет здесь и дорог, а только каналы, большие и малые, поэтому роль общественного транспорта в Венеции играют пассажирские катера – вапоретто.

Вапоретто - главный транспорт Венеции
Их маршруты охватывают все районы города, а также ближайшие острова: Мурано, Бурано, Торчелло, Сан-Микеле и Лидо. Это достаточно удобный и комфортный вид траспорта, может не самый быстрый, но зато самый романтичный.
На вапоретто можно путешествовать по Венеции, забираясь в самые отдаленные ее районы. Можно проехаться по маршруту джирачитта (giracitta), который дает возможность почувствовать очертания города. Он широкой петлей охватывает Венецию от Сан-Марко, идет вдоль канала Джудекка мимо доков и огромных паромов, затем к пьяццале Рома и вокзалу, ненадолго заглядывает в Большой Канал, выходит в канал Каннареджо, доходит до длинной пустынной Фондамента Нуове и возвращается к исходной точке путешествия.

Трудяги вапоретто (чей двигатель изначально приводил в движение пар – vapore, отсюда и название) неторопливо выписывают зигзаги на каналах, курсируя от одного берега к другому. Они причаливают к небольшим деревянным пристаням, гулко ударяясь о них бортом.
Вапоретто - главный транспорт Венеции
Станция вапоретто
Остановка у моста Риальто
Номер и маршрут вапоретто высвечивается на электронном табло. Но для уверенности можно спросить у кондуктора, останавливается ли трамвай на нужной вам станции. Проехать ее будет сложно, так как перед каждой остановкой кондукторы выкрикивают ее название, затем помогают пассажирам выйти и впускают новую порцию людей. Действуют они быстро и четко, хотя иногда случаются заминки. В самом бойком месте, у моста Риальто, кондукторам иногда приходится сдерживать натиск пассажиров, а картина штурма катера напоминает столичное метро в час пик в больших европейских городах.
На каждой остановке есть билетные кассы, где продают разовые билеты или абонементы. Тарифы разовых билетов довольно запутаны. Например, если вы собираетесь проехаться по Гранд Каналу, что рассматривается как экскурсия, билет будет стоит 5 евро. Он действителен в течение 90 минут, но только в одну сторону. На вапоретто (маршрута 3 и 4), которые часть своего пути идут по Большому каналу, можно прокатиться туда и обратно за €7 (но по Большому каналу — только в одну сторону). Вне Большого канала билет на 90 минут стоит €3,50, а туда-обратно — €6, причем обратно нужно вернуться в тот же день до полуночи).
Если вы едете только одну остановку - с одного берега на другой (это называется трагетто ), билет вам обойдется в €1,80.
Переправа через Большой Канал на гондолах тоже называется трагетто, но стоит всего 40 центов. Если вас не смущает, что ехать нужно стоя, можно использовать эту переправу, чтобы почувствовать, что такое гондола ( для сравнения традиционная получасовая прогулка на гондоле стоит 50-70 евро).
Перед посадкой на вапоретто билеты компостируют (компостеры находятся при входе на пристань). Если у вас билет туда и обратно, компостировать надо два раза.
Для тех, кто планирует провести в Венеции несколько дней, намного удобнее и выгоднее купить проездной билет (который, кстати, действует и на автобусах, курсирующих до острова Лидо): на 24 часа (biglietto 24 ore, время отсчитывается от первой поездки) стоит €10,50, на 72 часа (biglietto tre giorni) — €31.
Проездной на 72 часа бывает с молодежной скидкой — за €15, но только для обладателей карточки Rolling Venice. Другая карточка на скидки называется Venice Card (см. ниже).

Проездные билеты не компостируют, а только показывают кондукторам.

Багаж размером более 50 см по одной стороне оплачивается отдельным билетом.

Дети до 4 лет ездят бесплатно.

Существует специальный тариф на поездку в аэропорт (линия Alilaguna) - €10 из Венеции, €5 от Лидо.

Ездить зайцем не стоит, так как можно нарваться на проверяющего и заплатить штраф в €23 плюс стоимость билета.

Все тарифы и маршруты можно найти на сайте http://www.velaspa.com/

О скидочных картах

Venice Card

Бывает двух видов: Venice Card Blu - дает право на неограниченное катание на вапоретто, а также бесплатное посещение туалетов; Venice Card Orange - то же самое плюс посещение некоторых музеев (Дворец дожей, Коррер и археологический, а также Музей стекла на Мурано, Музей кружева на Бурано, музей XVIII века Ка-Реццонико).

Существует Venice Card Junior для молодежи (до 30 лет) .

Venice Card можно купить на 1, 3 или 7 дней ( вернее карту сначала заказывают онлайн (http://www.venicecard.com/) или по телефону (041 24 24, это дороже на €1-2) и только потом выкупают). При заказе можно доплатить еще и за катер в аэропорт — €20.

Сидки эти карты дают небольшие и выгодны в основном туристам с детьми от 4 до 14 лет.

А вот молодежи можно порекомендовать карточку Rolling Venice: она стоит всего €3 и дает скидку на проездной на 72 часа (€15 вместо обычных €22), а также скидки в некоторых фаст-фудах, магазинах, интернет-кафе.
Карточка действительна в течение года на определенное лицо и продается в туристических бюро.

Кроме общественного транспорта, в Венеции существует такси - это небольшие катера с желтой табличкой на борту, рассчитанные в среднем на 4-х пассажиров. Но удовольствие это дорогое: поездка по центру в течение 7 минут стоит 14 евро. Сверх этого времени счетчик начинает накручивать €0,25 в 15 секунд. В ночное время (с 22.00 до7.00) и в выходные тарифы возрастают примерно на 4 евро.

Доехать на такси до аэропорта стоит 80 евро.

Стоянки такси находяся у площади Сан-Марко и моста Риальто
Остановка такси у моста Риальто
Вызов водного такси

RadioTaxi, 041 522 23 03
Venezia Taxi, 041 72 30 09
Piazzale Roma 041 523 77 74
Rialto 041 523 05 75, 041 72 31 12
San Marco 041 522 97 50
Lido 041 526 00 59
Аэропорт 041 541 50 84

Теперь о самом движении по водным дорогам Венеции. Они требуют соблюдения таких же правил дорожного движения, что и автомобильные. Гранд-Канал здесь считается «главной дорогой», а все сорок впадающих в него притоков - улицами с односторонним движением. Перед выездом на Канал на них установлены светофоры, на Канале, в свою очередь, стрелки указателей поворотов. Кое-где на «развязках» висят зеркала бокового обзора, а ночью все «опасные места» и подъезды к причалам отмечены огнями.
Скорость судов в Венеции ограничена постановлением муниципалитета, чтобы волны от винтов не расшатывали фундаменты старых зданий. За соблюдением скоростного режима здесь следят постовые, но все равно находятся любители прокатиться с ветерком. Как правило, это владельцы частных быстроходных катеров. Волны, которые поднимают их суда, представляют опасность не только для старых дворцов, но и для многочисленных гондол. «No moto ondoso!», «No traffico selvaggio!» — «Нет движению, поднимающему волну!», «Нет дикой манере езды!» - плакаты с такими надписями – крик души гондольеров.
Роль стоянок водного транспорта выполняют многочисленные сваи, частокол которых так привычен для венецианского пейзажа. Они могут быть совсем простыми, даже неказистыми. У дворцов сваи, как правило, нарядные с резьбой и позолотой, с медными бляхами, на которых выбит герб. Своеобразная визитная карточка хозяина .
Транспорт Венеции

Сваи - часть венецианского пейзажа
Сваи- часть венецианского пейзажа
Немногочисленные набережные освещают фонари. Но иногда их можно увидеть стоящими прямо в каналах “по грудь“ в воде. В сумерках свет их неярок, но достаточен, чтобы освещать путь рыбам…
Венецианские фонари
Набережных вдоль каналов – считанные метры. Ступени домов и открытые террасы уходят прямо в воду. Для того чтобы ловко выйти из пришвартованного катера или лодки, нужна многолетняя тренировка, вырабатывающая хорошую координацию. Благодаря такой тренировке, венецианцы чувствуют себя на воде так же уверенно как на суше, поэтому их сразу отличаешь от приезжих. Мне пришлось наблюдать, как пожилая дама, с большим количеством сумок, корзинок и маленькой собачонкой, ловко высаживалась из катера на узкий выступ дома, выполняющий роль пристани. Труда ей это, кажется, не составило никакого. А все дело в многолетней привычке и отменной координации.
Туристов же первое время качка преследует даже на твердой почве: кажется вся Венеция, словно огромный корабль, покачивается на волнах.
Случаются и падения в каналы. В этом случае важно с достоинством выйти из ситуации. Например, как некий господин Фредерик Рольф, эксцентричный англичанин, свалившийс в канал во время катания на гондоле. Об этом случае, произошедшем в 1913 году, написал журнал "Blackwoods magazine": "он проплыл, погрузившись под воду, примерно тридцать ярдов вверх по рио и шумно вынырнул (под гром приветственных криков) в совершенно неожиданном месте, с абсолютно непроницаемым лицом и неизменной трубкой в зубах".
"Трамвай в стиле апартеида"
Нашествие туристов - вечная головная боль Венеции. Двадцать миллионов (!) человек ежегодно посещают город в лагуне, и местные жители оказываются буквально раздавленными этими ордами, курсирующими по Гранд Каналу.
Чтобы избавить венецианцев от ежедневных стрессов во время поездок на общественном транспорте, городские власти решили ввести особый маршрут (№3), предназначенный только для местных. Для него будут построены специальные пристани и снижена стоимость проезда.
Говорят, к осуществлению этого проекта уже приступили, хотя у него есть и противники, окрестившие новый маршрут "трамваем в стиле апартеида".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

"… и сказал он себе: нехорошо, если все те великие
диковины, что он сам видел или о которых слышал правду, не будут записаны для
того, чтобы и другие люди, не видевшие и не слышавшие, могли научиться из такого
повествования."

Марко Поло, “Книга о разнообразии мира”