
В одной остановке от
Fondamente Nuove и не доезжая остановку до
Мурано находится остров Сан-Микеле. Его еще называют Островом Мертвых - это единственное кладбище Венеции.
Когда-то здесь находился монастырь. Умерших же погребали в черте города при церквях и капеллах, а также, из-за отсутствия свободных мест, в частных садах, в подвалах дворцов - везде, где было возможно. Устраивать захоронения в городе запретил Наполеон, захвативший Венецию и передавший ее австрийцам в конце 18 века. Под кладбище были выделены два соседних острова Сан-Кристофоро и Сан-Микеле. Со временем острова объединили, засыпав разделявший их
канал.Остров обнесен красной кирпичной стеной, поверх которой – другая стена, из кипарисов, и белый купол церкви пятнадцатого века Сан-Микеле-ин-Изола. Это, пожалуй, один из самых зеленых островов Венецианской лагуны. И самый тихий.

Вапоретто причалил к станции, я сошла на берег и через небольшие ворота ступила в обитель мертвых. Как и положено, на кладбище было тихо. Несколько человек, сошедшие вместе со мной с катера, довольно быстро пропали из виду. Я прошла мимо церкви, ухоженных клуб, аккуратно подстриженных деревьев.


Плана кладбища у меня не было, и я двигалась наугад, надеясь, прежде всего, на собственную интуицию, которая должна была вывести меня к могиле, ради которой я сюда и приехала. Миновав уставленный цветами колумбарий, я вышла на обширную часть, которую занимало католическое кладбище. Оно было огромным, и найти здесь нужную могилу не представлялось возможным. Через минуту замешательства я решила обратиться к рабочему, который на миниатюрном тракторе чистил дорожки. Вероятность того, что итальянский рабочий подскажет, как найти могилу Иосифа Бродского, была невелика. Но все же, я рискнула. Вопрос прозвучал так: “Бродский?”
- О, Бродский! – охотно откликнулся итальянец и стал подробно объяснять дорогу. Он что-то быстро говорил и показывал рукой, где нужно поворачивать. Из всей его тирады я уловила только направление, в котором нужно двигаться, сказала “Grazie!” и отправилась на поиски. Впрочем, было еще одно слово: “evangelico”: требовалось найти евангелистское, или протестантское, кладбище. После нескольких минут поисков, наконец, показались нужные ворота.


Эта часть кладбища выглядела старой и заброшенной. Казалось, эти могилы давно никто не посещает. Многие надгробия были разрушены, кресты повалены. Все здесь свидетельствовало о забвении. Все, кроме одной могилы.
На ней было много свежих цветов, и цвел куст шиповника. На простом белом камне выгравировано: Иосиф Бродский 1940-1996, и ниже Joseph Brodsky. На обратной стороне постамента – лаконичная надпись на латыни “Letum non omnia finit” – “Со смертью все не кончается”.

Еще здесь стояла баночка с карандашами и ручками, лежали уже успевшие размокнуть сигареты. Рядом стоял металлический ящик, напоминающий почтовый. Не знаю, для чего он предназначен. Возможно, туда опускают записки. Такая вот “Ангело-почта”, как сам Иосиф Бродский называл свою переписку с маленькой дочерью своих друзей.

По соседству с могилой Бродского находится могила американского поэта Эзры Паунда и его жены скрипачки Ольги Радж. Надгробья оказались засыпаны прошлогодней листвой. Пришлось их очистить, чтобы сфотографировать.

Было тихо, только старые кипарисы еле слышно поскрипывали от ветра, да долго и самозабвенно куковала кукушка.
Уже на обратном пути, почти у самого выхода я неожиданно заметила указатель. На нем было выгравировано: Ezra Pound, Diaghilev, Strawinski. И ниже карандашом: Иосиф Бродский. Evangelico. В центре, слева.

Два других знаменитых соотечественника, могилы которых я не успела посетить, покоятся на соседнем православном кладбище. Говорят, на могилу Сергея Дягилева поклонники до сих пор приносят пуанты. Но у меня уже не было времени вернуться. До закрытия кладбища оставалось несколько минут.


Доехать до Сан-Микеле можно на вапоретто №№ 41, 42.Впуск посетителей на кладбище до 16.00
Спасибо за пояснение.Мысленно уже там:).А физически буду на эти выходные.
ОтветитьУдалитьА я мысленно там часто...
ОтветитьУдалитьВообще-то Эзра Паунд -- американский поэт ))
ОтветитьУдалитьА с Италией его объединяет только то, что он был рьяным поклонником Муссолини
Да, конечно, американский. Это описка. Но долго жил в Италии. Во время Второй Мировой войны поддерживал фашистов и даже участвовал в их пропагандистских передачах на радио. После войны Паунда судили, но ему удалось избежать наказания. В конце жизни он приехал с Ольгой Радж в Венецию, где вскоре умер.
ОтветитьУдалитьКстати, у Джудит Мартин недавно вычитала, что благодаря стараниям Ольги Радж в 30-х годах 20-го столетия возродился интерес к музыке Вивальди, которую к тому времени основательно забыли. Она разыскала его утерянные произведения, издала их и основала "фонд Вивальди".
Бродский был в гостях у Ольги Радж вместе с Сюзан Зонтаг. Они оба очень напрягались на Паунда и саму Радж, которую Бродский назвал первой увиденной им настоящей фашисткой... Еще он писал, что Паунд хотел с ним увидеться, но не получилось. Вот, теперь "свиделись"...
ОтветитьУдалить"С фашистами - молодыми или старыми - я, по-моему, никогда не сталкивался, зато со старыми коммунистами имел дело не раз, и в доме Ольги Радж, с этим бюстом Эрзы на полу, почуял тот самый дух"...
ОтветитьУдалитьЭто из "Набережной неисцелимых"...
http://www.proza.ru/2009/10/04/829
ОтветитьУдалитьСудьбы Паунда и Бродского во многом схожи и прах их покоится на одном кладбище по соседству, только, по мнению очевидцев, могилу русского поэта можно найти благодаря могиле Паунда, тропа к которой не зарастает до сих пор. Еще в молодости Паунд перевел с китайского языка две эпитафии, привожу их в моей интерпретации:
ФУ 1
Фу 1 любил далекое облако и холм,
Увы, он умер от алкоголя.
Ли По
И Ли По умер пьяным тоже.
Он пытался обнять луну
В желтой реке.
Не могу с вами согласиться и как очевидец утверждаю: могилу Паунда можно найти только благодаря могиле Брондского (см. фото выше). Эта часть кладбища (Евангелистская) вообще производит впечатление места заброшенного и мало посещаемого. И только могила Бродского всегда полна свежих цветов. На ней оставляют записки, ручки, сигареты. Если так можно выразиться, жизнь здесь кипит, и тропа не зарастает. Что же касается могилы Паунда, то найти ее мне удалось спустя час блужданий по кладбищу. Она оказалась полностью засыпана палой листвой, и только выглядывающая буква "P" навела меня на мысль о том, что это могила Паунда. Пришлось очистить могильную плиту от листьев, чтобы в этом убедиться. Рядом была обнаружена и могила его жены Ольги Радж. Только все это было в далеком 2008 году, что там теперь с могилой Паунда не ведаю.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. А Вы не могли бы рассказать как добраться до этого острова?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Доехать до Сан-Микеле можно на вапоретто №№ 41, 42.
ОтветитьУдалить