Дворец Дожей (Палаццо Дукале) играл центральную роль в жизни Венеции: здесь проходили заседания правительства, вершилось правосудие. Здесь же располагались личные покои дожа.
Дож, избиравшийся пожизненно, считался символом республики, но истинное управление государством осуществлял Большой совет. В Большой совет входили все венецианские патриции, достигшие 25 лет и вписнные в "Золотую книгу".
Законодательные функции выполнял Сенат.
Все во дворце свидетельствовало о богатстве и величии правителей венецианской республики: огромные залы, богато украшенные лепниной и позолотой, а также великолепными картинами Веронезе и Тинторетто.
Поразил своими размерами зал Большого Совета (его длина - 56 м, ширина 25 м). Здесь собирались патриции для обсуждения государственных дел. К сожалению, во дворце не разрешается фотографировать, но в любом путеводителе можно посмотреть фотографии его интрьеров.
Сохранился во Дворце Дожей и зал Совета десяти - органа, созданного для охраны безопасности государства. Это ведомство держало в страхе всех жителей Венеции, так как его главными инструментами были тотальный шпионаж и политические убийства. Члены Совета избирались на один год и были облечены очень широкими полномочия. Ни один, даже самый знатный венецианец, не мог скрыться от всевидящего ока этой тайной канцелярии. В то же время, каждый член Совета десяти сам мог быть привлечен к ответственности.
Деятельность этого органа держалась в строгой тайне, поэтому порождала массу слухов.
Имелся во Дворце Дожей и зал для заседания инквизиции - еще одного карательного органа.
По Дворцу Дожей я бродила без экскурсии, с одним путеводителем, в котором, конечно, не было подробного плана дворца. Поэтому для меня оказалось абсолютной неожиданностью, когда переходя из зала в зал, спускаясь и поднимаясь по лестницам, я вдруг обнаружила себя в страшных дворцовых казематах.
Содержать преступников в непосредственной близости от самого сердца государства в те времена считалось идеологически правильным.
Тесные камеры XYI века назывались pozzi, что значит колодцы. Вот что пишет об этих казематах в своих воспоминаниях Казанова: "Во Дворце Дожей ...в распоряжении Государственных инквизиторов есть ...девятнадцать ужасных подземных темниц; к ним приговаривают преступников, заслуживающих смерти.
...Эти девятнадцать подземных тюрем в точности напоминают могилы, но называются Поцци, колодцы, ибо там всегда стоит на два фута морская вода, попадающая через то же зарешеченное отверствие, откуда проникает в камеры немного света; размером эти отверствия всего в квадратный фут. Узник, если только не нравится ему стоять целыми днями по колено в соленой воде, должен сидеть на козлах, где лежит его тюфяк и куда на рассвете кладут ему воду и кусок хлеба; хлеб ему надобно съесть сразу, ибо, если он замешкается, жирнейшие морские крысы вырвут его из рук".
Довольно легко представить все эти ужасы, блуждая по подземелью в полном одиночестве.
Можно даже самому испытать определенное потрясение, потеряв ориентацию в пустынных казематах. Как это, наример, случилось со мной. После получаса блужданий по подземелью единственным моим желанием было выбраться на свет Божий. Но стоило мне увидеть на другом конце коридора группу туристов, уверенно двигавшихся за экскурсоводом, и устремиться в их направлении, как очередной поворот вводил меня в заблуждение, и я снова теряла их из виду. Я только могла слышать отдаленные голоса и двигаться в их направлении. Но звуки также внезапнго растворялись в лабиринте подземелья, как и возникали. Еще несколько минут блужданий и усилившийся приступ клаустрофобии заставил бы меня позвать на помощь. Но тут я увидела в конце очередного коридора свет и посешила к нему в надежде, что наконец-то нашла выход. Каково же было мое разочарование, когда выбежав наружу, я оказалась во внутреннем замкнутом дворе тюрьмы, откуда не было выхода.
Путь был один - назад в темницу. В общем, несколько довольно неприятных минут мне пришлось пережить на этой экскурсии. Хотя чего еще можно было ожидать от столь мрачного места?
Но подземелья Поцци не единственное место во Дворце Дожей, где томились узники. Камеры для арестантов имелись и на чердаке Дворца, под самой крышей, покрытой свинцом, отсюда и их название Piombi (Пьомби), что значит "свинцовые". Эти камеры не заливала вода, но ее узники страдали летом от невыносимой жары, а зимой от адского холода.
Пьомби можно увидеть во время "секретных экскурсий" по Дворцу. Эти экскурсии заходят и в Зал пыток (зал дель Торменто), где демонтрируются прикрепленные к потолку блоки, на которые жертву подвешивали со связанными за спиной руками.
Когда для узников, томящихся в камерах Дворца, не стало хватать места, была построена новая тюрьма по соседству с Дворцом, на набережной Скьявони (Славянской набережной). С Дворцом ее соединил мост, известный как Мост Вздохов.
Эта тюрьма Карчери окутана легендами и тайнами, не менее ужастными, чем свинцы. В одной из ее камер добровольно провел ночь Байрон в надежде пережить то, что чувствовали узники Карчери.
Все три тюрьмы, Пьомби, Поцци и Карчери считались абсолютно надежными и не дававшими ни единого шанса на спасение. Но все же за всю их историю нашелся один узник, совершивший дерзкий, почти фантастический побег. Это был Джакомо Казанова.
Его схватили 26 июля 1755 года по доносу и обвинению в ереси и общении с духами. Впрочем в список обвинений вошли также разврат и облегчение кошельков легковесных господ. Чтобы арестовать Казанову Инквизиция прислала сорок солдат во главе с начальником стражи.
Великого авантюриста поместили в тюрьму Пьомби, где он протомился больше года, вынашивая план побега. Сначала он проделал дыру в полу своей камеры, который одновременно являлся потолком зала делла Буссола. Казанова собирался спуститься туда в праздничный день, когда там никого не будет. Но когда все было готово к побегу, Казанову неожиданно переводят в другую камеру. Вскоре его тюремщик обнаруживает дыру в полу и собирается доложить об этом охране. Но Казанове удается договориться с туповатым тюремщиком и замять дело. Через несколько месяцев Джакомо разрабатывает новый план побега, который оказывается более удачным. Вдвоем с соседом из верхней камеры они проделали дыру на крышу дворца, через слуховое окно пробрались в одно из дворцовых помещений и затем, минуя стражу, выбрались на свободу.
Надо сказать, что побег этот не обошелся без мистика.
Накануне Казанова решил воспользоваться оракулом, в качестве которого избрал свою любимую поэму "Неистовый Роланд". С помощью каббалистического метода он вычислил нужную строку, которая и подсказала ему дату побега. Строка гласила следующее: "Меж концом октября и началом ноября". Предсказание оракула сбылось: Джакомо Казанова вышел из тюрьмы тридцать первого октября при звуке полночного колокола.
Во всех красках эта история, как и вся история жизни великого авантюриста, описана в его воспоминаниях, которые называются "История моей жизни".
офигенно интересная статья!
ОтветитьУдалитьтолько хочу поправить в том, что Казанова не договорился с охранником после обнаружение первой его дыры, а шантажировал его тем, что он мог бы "признаться", якобы сам охранник и передал ему инструменты для создания дыры.
Очень интересно! Спасибо!
ОтветитьУдалитьДжакомо Казановы. Судя по его мемуарам, искатель приключений, осужденный судом инквизиции за каббалу и занятие магией, со второй попытки проковыряли вместе с сокамерником-священником лаз в свинцовых листах, выбрались на крышу и, перебравшись через Дворец дожей, обрели желанную свободу.
ОтветитьУдалитьспасибо, очень интересно, как раз иду в театр san gallo на представление " GASANOVA"
ОтветитьУдалитьПриглашаю поближе познакомиться с Казановой здесь:
ОтветитьУдалитьhttp://turbina.ru/authors/Viktor-Viktor/travels/view/119537/memo/63772/
С уважением, автор.