вторник

Дворцы Венеции: проклятие палаццо Дарио

Палаццо Дарио Grand Canale - “Великая улица Венеции”, где каждый влиятельный венецианский род считал своим долгом построить свой особняк. Сегодня эти особняки называют дворцами (Palazzo). Но в эпоху Венецианской республики право именоваться дворцом принадлежало только Палаццо Дожей. Все остальные назывались Са (сокращенное от Casa, что означает дом или особняк). Позднее в названиях особняков стали отражать и фамилии их владельцев, так появились знаменитые Ка' Реццонико, Ка' д'Оро, Ка' Фоскари и многие другие.

Фасады дворцов Венеции, полинявшие от времени и влаги, все еще хранят следы былой роскоши, а огромные венецианские окна, лишенные занавесей, отражают художественные вкусы своих бывших владельцев.

Открытые терассы палаццо часто бывают покрыты водой, а первые этажи, сильнее всего страдающие от сырости, пустуют.



Венеция. Дворцы Гранд Канала


Венеция. Дворцы Гранд Канала



Венеция. Дворцы Гранд Канала



Многие дворцы Венеции большую часть года необитаемы, некоторые переоборудованы под шикарные и дорогие отели, банки и музеи.



Венеция. Дворцы Гранд Канала


Дворцы Гранд Канала - это свидетельство былой роскоши Венеции, богатства и тщеславия ее патрициев, слабая тень бурной жизни, что когда-то кипела на этих берегах.


Венеция. Дворцы Гранд Канала

Сегодня палаццо Гранд Канала похожи на дряхлых аристократов, с которых осыпаются старые кружева: "одни из них словно провалились в глубокий обморок", другие наклонились к воде и ловят в ней свое отражение, как единственное доказательство собственного существования. Есть и такие, что держатся молодцами, поддерживая репутацию канала, как самой роскошной улицы Венеции.

Палаццо на Гранд Канале




Палаццо на Гранд Канале

У каждого венецианского дворца своя история, свои тайны и легенды. Но слава самого таинственного и загадочного по праву принадлежит палаццо Дарио.

Этот дворец - носитель одного из венецианских мифов. Считается, что на палаццо Дарио лежит проклятие - его владельцы либо погибают, либо с ними случаются несчастья. Полного списка жерв мне найти не удалось, впрочем как и более менее достоверных описаний трагических событий, которые произошли с его владельцами. Если не считать повести Петры Рески "Палаццо Дарио". Но что там вымысел, а что правда - сказать не берусь. Однако, из книги становится ясно, что особенно безжалостен дворец к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации. А также к дельцам и банкирам.
Но давайте по-порядку.

Ка' Дарио или Палаццо Дарио (итал. Ca' Dario, Palazzo Dario) — появился на одном из берегов Гранд Канала в 1487 году, в эпоху расцвета и славы Венецианской Республики.

Построен он был для посла Венеции в Константинополе Джовани Дарио - личности во многом выдающейся. Дарио не принадлежал к аристократическому роду - по происхождению он был мещанином. Но ему удалось дослужиться до почетной должности сенатского секретаря. Однако славу и богатство он снискал на дипломатическом поприще.

На время отсутствя постоянного посла в Истамбуле, ему было поручено вести переговоры с султаном Турции, Мохамедом II, завоевателем Константинополя. Дарио оказался искусным дипломатом и талантливым политиком, сумевшим заключить долгожданный мир с ужасным Мохамедом. За что и был щедро награжден обеими сторонами.

Богатство и уважение сограждан компенсировали невысокое происхождение Дарио: он был одним из немногих владельцев дворцов на Большом канале, которые не принадлежали к аристократическому роду.

Небольшой, но изящный дворец, спроектированный архитектором Пьетро Ломбардо, представляет собой образец архитектуры Ренессанса. Его мраморный фасад украшен медальонами из зеленого гранита и красного порфира. Но во всем здании чувствуется какая-то неустойчивость и хрупкость. Из-за ассиметрии Генри Джеймс сравнил его с карточным домиком. А вот как описывает дворец в своей повести Петра Рески:

Палаццо Дарио. Фото с сайта http://www.rosswarner.com/2219.html
"Палаццо Дарио выглядел истощенным. Воплощенная желто‑серая хрупкость. Карточный домик, который потому только держится, что его основание шире верхних этажей... На цоколе дворца было выгравировано GENIO URBIS JOANNES DARIO – «Джованни Дарио – гению города». Выше устремлялись вверх три узких окна с заостренными сводами, закованные тройными решетками, как будто им предназначалось защищать гарем. – в воде отражалось подкрашенное, нагримированное лицо дворца.
Но и эта красивая маска не могла скрыть бросающуюся в глаза худосочность, хотя и оттеняла все три этажа – два piano nobile, аристократических этажа, задуманных для осмотра, а не в качестве жилья, и скромный, сдержанный верхний этаж. Палаццо жеманно потягивался и чванился всем своим видом, но отдельно каждый этаж был не более чем импозантный салон".

В тот же год, когда Джованни Дарио поселился в своем дворце, его дочь Мариетта вышла замуж за патриция Винченцо Барбаро. Эта аристократическая семья жила в соседнем палаццо.

После смерти Дарио по завещанию дворец перешел во владение семьи Барбаро и оставался их собственностью до начала XIX века. Но счастья он не принес ни Барбаро, ни дочери Дарио Мариетте.
Ее муж оказался человеком вспыльчивым и гневливым, и вскоре был исключен на десять лет из Большого Совета за оскорбление одного адвоката.
Мариетта сильно страдала из‑за позорного положения мужа и его вспыльчивого характера. Возможно, эти переживания и стали причиной внезапного сердечного приступа. Мариетта умерла, не дожив и до 20 лет. Через нескоторое время после ее смерти при таинственных обстоятельствах погибли племянники Дарио. Эти неожиданные смерти и открыли череду несчастий, которые "как мучнистая роса" ложились на владельцев дворца.

Хотя справедливости ради надо сказать, что не всех их поджидал трагических конец. В XIX веке палаццо Дарио какое-то время принадлежал англичанину историку и исследователю мира Дарио Родону Брауну. Брауну пришлось продать дворец, так как ему просто не хватило средств на его ремонт и реконструкцию.
После него дворец перешел в руки Изабеллы де Бом-Плювинель, писательницы и хозяйки литературного салона, в котором бывали многие известные люди, в том числе и французский поэт и романист, автор "Венецианских набросков" Анри де Ренье.
Графиня Плювинель смогла отреставрировать дворец, но несколько переборщила с украшательством, что дало повод поэту Д'Аннунцио сравнить Палаццо Дарио с «дряхлой куртизанкой, согбенной под тяжестью своих украшений».

В 20-м веке дворец довольно часто переходил из рук в руки, в том числе и по причине внезапной кончины своих владельцев. И со временем стало довольно сложно находить покупателей на этот заколдованный дворец. Рассказывают, что дворец хотел купить кинорежиссёр Вуди Аллен, но видимо из-за мрачной истории здания отказался от своего намерения, решившись только на проведение во дворце церемонии одного из своих бракосочетаний. Говорят и другой режиссер, Роман Палански, положивший сначала глаз на палаццо Дарио, тоже впоследствии отказался от его покупки.
Последняя смерть произошла во дворце в 1993 году, когда здесь застрелился один из богатейших итальянских промышленников после разразившегося коррупционного скандала.
Сейчас палаццо Дарио принадлежит американцам.
Никто не знает, с чем связано проклятие, витающее над дворцом, но некоторые связывают его с посвящением, выбитым на цоколе здания. Джованни Дарио посвятил свой дворец духу города. А двух владельцев у дворца, видимо, быть не может...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

"… и сказал он себе: нехорошо, если все те великие
диковины, что он сам видел или о которых слышал правду, не будут записаны для
того, чтобы и другие люди, не видевшие и не слышавшие, могли научиться из такого
повествования."

Марко Поло, “Книга о разнообразии мира”