“Печальный сумасброд”

В отличие от своего предшественника, Карла IV, Рудольф II не очень интересовался государственными делами.
Главной его страстью была мистика. «Ревнивый меланхолик, параноик, зачарованный течением времени и терзаемый мыслями и неизбежной смерти»,
Рудольф II с маниакальной страстью собирал различные талисманы, призванные защищать его от угроз внешнего мира и смерти. В его обширной коллекции произведения искусства соседствовали с самыми разнообразными вещами, назначение многих из которых было известно только самому их владельцу. Итальянский писатель Риппелино, знаток Праги и исследователь жизни императора Рудольфа, подробно описывает уникальную во всех смыслах коллекцию императора:
“Среди многих специфических предметов, которые он собрал, могу упомянуть… железный стул, удерживавший всякого, кто на него садился, словно путами; музыкальные часы с позолоченной крышкой, украшенные изображением скачущих по лесу оленей; орган, который сам по себе исполнял “ричеркаты, мадригалы и канцоны”, чучела страусов; кубки из кости носорога, предназначенные для того, чтобы варить в них ядовитые микстуры; обетный медальон с иерусалимской землей; кусок глины из долины Хеврон, фрагмент той самой глины, из которой Яхве Элохим сотворил Адама; корни мандрагоры, напоминающие крошечных человечков (альраунов), что будто отдыхают на мягких бархатных подушках в подобиях кукольных кроватей... (эти человечки) принадлежат к тому же самому семейству человекоподобных фигур, куда входят Голлем, роботы и odradek Кафки”.
Список на этом не заканчивается.
Поклонник астрологии, герметизма, Каббалы и «простого старомодного суеверия», Рудольф II окружил себя магами, многие их которых на поверку оказались обычными шарлатанами.
Однако среди них были и те, кто рассматривал магию как средство познания мира, являясь предтечей современных ученых.
Алхимики императора трудились в лабораториях на улице Vikarska. Самым известным среди них был Джон Ди. Кроме алхимии и некромантии, он изучал географию и математику, писал труды по навигации и летоисчислению, собирал книги.

Была у Рудольфа II и другая страсть: он был большим любителем искусства и науки. При его императорском дворе работали десятки художников и скульпторов, а Прага со временем стала настоящим европейским центром искусства и науки. Например, по приглашению императора в Праге жили и работали Тихо Браге и Ян Кеплер.
С именем Рудольфа II связано множество легенд, в том числе и о знаменитой Золотой улочке, где, якобы, алхимики трудились в своих лабораториях. Хотя на самом деле, в маленьких, словно игрушечных домиках жили не алхимики, а семьи замковых стражей. И название улицы вовсе не связано с золотом, изготовленным алхимиками, оно является ядовитым прозвищем, которое намекает на канавку помоев, «человеческого золота», которая находилась в середине улицы.
Со времен императора Рудольфа существует и легенда о Доме "У последнего фонаря" - последнем доме по "Золотой" улочке. Считалось, что войти в него можно только ночью, да и то далеко не каждой. Говорят, что именно здесь находится магический порог, отделяющий Прагу земную и Прагу небесную, мистическую...
Считается также, что в конце правления Рудольфа на Карловой площади поселился доктор Фауст. Прожил он здесь, увы, недолго: в одну бурную осеннюю ночь дьявол утащил ученого через дыру в потолке. Пражане доныне божатся, что дыра существовала на самом деле: да заделали при последней реставрации...

Портрет Рудольфа II, работы Джузеппе Арчимбольдо - итальянского художника, известного прежде всего экстравагантными портретами, составленными из овощей и фруктов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий