пятница

Fondamentе Nuovе - край света

Fondamenta Nuova
Fondamentе Nuovе - северная граница Венеции. По сравнению с туристическим центром - настоящий край света. Длинная и пустынная набережная, откуда открывается великолепный вид на Лагуну с разбросанными по ней островами: печальным и одиноким Сан-Микеле и облюбованными туристами Мурано, Бурано, Торчелло.  Картину в ясные дни дополняют проступающие на горизонте силуэты альпийских гор.

Немногие туристы добредают до этой набережной. Чаще они видят её с борта вапоретто по дороге на острова. Я тоже оказалась здесь случайно: не доехала до Сан Микеле. Служащий на станции подсказал, что впуск посетителей на кладбище заканчивается в 16 часов. Времени оставалось в обрез, и я решила отложить визит на Остров Мертвых до следующего дня.

Fondamenta Nuova

Fondamenta Nuova
Fondamenta Nuova
Накрапывал мелкий дождик. На набережной было пустынно и тихо, только из открытых дверей редких кафе и тратторий доносилась негромкая музыка. И мне показалось, что я здесь не только единственный, непонятно каким ветром занесенный турист, но и вообще единственная живая душа, очутившаяся вдруг на самой границе земли и моря и от этого испытавшая некоторый трепет, словно граница эта означала что-то еще... То ли близость Сан-Микеле так подействовала, то ли дождь, но вдруг вспомнилось: "Венеция часто дает испытывать одиночество, она не утешает и не просветляет, как Флоренция или Рим".


Fondamenta Nuova
Я добрела по набережной до ворот центральной больницы, напротив которой покачивались на волнах желто-оранжевые катера скорой помощи (больница, кладбище... с удивлением обнаруживаешь, что жизнь здесь подчиняется тем же законам). В конце больничной стены, там, где набережная, практически, заканчивалась, располагалось небольшое здание супермаркета, и я решила зайти в него, чтобы немного погреться, а заодно купить еды на ужин.




Через полчаса я уже шла обратно.




Начинало смеркаться, а дождь все не проходил. В одной руке  я держала зонт, в другой - авоську с продуктами. В кармане позвякивал ключ от квартиры, где я снимала комнату у местных пенсионеров. И вдруг мне показалось, что так было всегда. Во всяком случае, что я  уже много лет живу в Венеции и хожу по этой набережной, и что душа моя давно и прочно обжилась в этом тонущем в лагуне городе, где вода господствует над сушей, хлюпает в обуви и затекает за воротник, где тишина может быть такой пронзительной, что начинаешь пугаться звука собственных шагов.
Шлепая по лужам и уже с трудом различая границу между водой и сушей, я чувствовала себя абсолютно счастливым человеком и хотела только одного - чтобы эта набережная никогда не кончалась..
И уже позже, вернувшись в Петербург и перечитывая "Набережную неисцелимых" Бродского, с удивлением обнаружила в ней такое описание: "Помню один день - день, когда, проведя здесь в одиночку месяц, я должен был уезжать и уже позавтракал в какой-то маленькой траттории в самом дальнем углу Fondamentе Nuove жареной рыбой и полбутылкой вина. Заправившись, я направился к месту, где жил, чтобы забрать вещи и сесть на vaporetto. Точка, перемещающаяся в этой гигантской акварели, я прошел четверть мили по Fondamenta Nuove и повернул направо у больницы Giovanni e Paolo. День был теплый, солнечный, небо голубое, все прекрасно. Оставив за спиной Fondamente и San Michele, держась больничной стены, почти задевая ее левым плечом и щурясь на солнце, я вдруг понял: я кот. Кот, съевший рыбу. Обратись кто-нибудь в этот момент, я бы мяукнул. Я был абсолютно, животно счастлив."
Вот тебе и край света... И тут у меня мелькнула мысль: а может быть, там, в районе Fondamentе Nuove, проходят некие силовые (или энергетические) линии, и человек, оказавшись в точке их пересечения, погружается в особое эмоциональное состояние. Может быть.. Хотя, скорее, вся Венеция является такой большой энергетической точкой, где и счастье, и одиночество ощущаются особенно остро.

1 комментарий:

  1. спасибо за Ваш красивый рассказ. как же все точно описано.

    ОтветитьУдалить

Популярные сообщения

"… и сказал он себе: нехорошо, если все те великие
диковины, что он сам видел или о которых слышал правду, не будут записаны для
того, чтобы и другие люди, не видевшие и не слышавшие, могли научиться из такого
повествования."

Марко Поло, “Книга о разнообразии мира”