суббота

Эйфелева башня: от металлического монстра до символа Франции


Ни одна экскурсия по Парижу не обходится без достопримечательности №1 - Эйфелевой башни.
Это сооружение, появившееся в 1889 году в самом сердце Парижа, навсегда изменило облик французской столицы: Эйфелева башня высотой 320 метров, собранная из 15 тысячи металлических деталей стала высотной доминантой города. Построенная к всемирной парижской выставке прямо в центре Марсова поля, она должна была служить гигантскими воротами для входа посетителей и одновременно являть собой гений инженерной мысли.
Одним из авторов идеи и проекта башни, а также ее главным энтузиастом стал известный французский инженер-мостостроитель Гюстаф Александр Эйфель (среди известных работ Эйфеля - Троицкий мост в Петербурге и металлический каркас, на котором установлена знаменитая статуя Свободы).
Появление столь необычного сооружения в центре Парижа незамедлительно вызвало бурную реакцию его жителей. Башню назвали "уличным фонарем", "тощей пирамидой из железных лестниц", сравнивали ее с Вавилонской башней, у которой тоже было единственное назначение: быть самой высокой в мире, и больше ничего.
Особенно возмущена была художественная элита Франции: «Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой бесполезной и чудовищной башни Эйфеля есть не что иное, как профанация…"
Гюстав ЭйфельЭтот протест подписали композитор Шарль Гуно, писатели Александр Дюма, Ги де Мопассан и многие другие выдающиеся люди.
Рассказывают, что Мопассан, не желая смотреть на "это чудовище", обедал в ресторане самой башни - единственном месте, откуда она не видна.
Современники не верили и в надежность конструкции башни. Страховщики, например, отказывались страховать здания, находящиеся в опасном с ней соседстве.
Однако, несмотря на все протесты, Эйфель сумел отстоять башню. Строительство Эйфелевой башни

Настоящим же триумфатором он себя почувствовал, когда Эйфелева башня стала главной сенсацией Всемирной выставки. Даже когда еще не были включены лифты, от желающих забраться на самый верх Эйфелевой башни, чтобы полюбоваться оттуда окрестностями Парижа, не было отбоя. Всего же за время выставки башню посетили 2 млн. человек. Это была несомненная победа Франции в состязании инженерной мысли, а инженер Эйфель, еще недавно многими поносимый, был удостоен ордена Почетного легиона.
Однако после Всемирной выставки Гюстафу Алесандру Эйфелю снова пришлось отстаивать право на существование своего детища.
Интерес к башне постепенно падал, и даже снижение стоимости входных билетов не спасало положения. К тому же известные деятели культуры Франции снова выступили с требованиями убрать башню.
Тогда предприимчивый инженер стал пропагандировать свое сооружение, как место для проведения научных экспериментов.
Вскоре на башне установили маяк, военную радиостанцию и беспроволочный телеграф, ее начала эксплуатировать служба времени, а с 1918 года она превратилась в телевышку. Кроме возросшего утилитарного значения была преосмыслена и эстетика башни. Все чаще ее облик ассоциировали с Парижем и Францией в целом. Постепенно башня из металлического монстра, коим ее долгое время считали современники, превратилась в один из самых узнаваемых символов Франции и главный туристический аттракцион.
На протяжении своего существования башня не раз привлекала к себе внимание всевозможных экстремалов. Еще до Первой мировой войны с нее спрыгнул, испытывая самодельный парашют, и разбился австрийский портной. Но не все парашютисты были столь неудачны: бельгийский «король башен» Йохан Вервут не раз приземлялся у подножия башни благополучно. Смертельно опасные трюки совершали летчики, направляли свои самолеты между опорами башни. В 1984 году новозеландец Хеккет прыгнул с башни, обвязавшись эластичной резинкой - так было положено начало современному банджи-джампингу. Неизменно растет и трагическая статистика башни: несмотря на все меры, принимаемые полицией, каждый год несколько человек сводят счеты с жизнью, кидаясь вниз с башни.

Сегодня Эйфелева башня признана самым популярным в мире туристическим объектом: ежегодно на нее поднимаются около 7 млн. человек.
Для того чтобы полюбоваться панорамой Парижа, можно подняться на одну из платформ, установленных на разных уровнях: первая платформа находится на высоте 57 метров, вторая - 115 и третья - 274 метра. С верхней площадки в ясную погоду видимость составляет 70–90 км!
На каждом этаже кроме смотровых площадок имеются бары и рестораны.
В 2004 году на Эйфелевой башне открылся каток. Он был смонтирован на 57-метровой высоте первого этажа башни в течение полутора недель. На площади в 200 квадратных метров может одновременно кататься 80 гостей башни.
В вечернее время сама башня являет собой незабываемое зрелище: на фоне темного неба ярко светится ее силуэт, прорисованный тысячами лампочек, а с самого верха башни, как свет гигантского маяка, пульсирует, прорезая собой ночную тьму, яркий луч лазера.
«Главная парижанка», прочно обосновавшаяся на парижской земле, сегодня – одно из наиболее посещаемых мест французской столицы и одновременно памятник инженерному гению и человеческому упорству Гюстафа Александра Эйфеля.

Время работы:
С 1 января по 28 февраля: 9.30 до 23 часов вечера.
С 1 марта по 30 июня: 9.00 до 23 часов вечера.
С 1 июля по 31 августа: 9.00 до 2 часов ночи.
С 1 сентября по 31 декабря: 9.00 до 23 часов вечера.
Последний подъем за 1 час до закрытия
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

"… и сказал он себе: нехорошо, если все те великие
диковины, что он сам видел или о которых слышал правду, не будут записаны для
того, чтобы и другие люди, не видевшие и не слышавшие, могли научиться из такого
повествования."

Марко Поло, “Книга о разнообразии мира”