четверг

Венеция и ее Арсенал


Своим могуществом Венецианская республика во многом была обязана военному и торговому флоту, благодаря которому она стала хозяйкой Адриатики, а
затем утвердила свое господство и в Средиземном море. Венецианский Арсенал   был основан в 1104 году. К созданию собственной верфи Венецию подтолкнуло участие в Четвертом крестовом походе, для которого требовались боевые корабли. Затем, когда Венеция вела войну с Генуей, основным своим соперником на море, Арсенал был расширен: появился новый Арсенал (Arsenale Nuovo), а затем и Новейший Арсенал, позволявший строить корабли, длиной до 50 метров. Эта крупнейшая в Европе судоверфь просуществовала до 1917 года, т.е. она проработала больше 800 лет. Так долго не существовало ни одно предприятие в мире! Кроме того, венецианский Арсенал был одним из самых крупных предприятий своего времени. К 14 веку на нем трудилось до 16 тысяч рабочих, что соответствовало населению небольшого средневекового города. Здесь существовали различные производства, необходимые для строительства и полного оснащения боевых кораблей. На территории Арсенала не только строили галеры, но и отливали пушки, плели канаты, делали паруса и производили порох.

От площади Сан-Марко дойти до венецианского Арсенала удобнее всего по Славянской набережной (Riva degli Schiavoni). Можно доехать на вапоретто (остановка Arsenale). От остановки сверните с набережной налево и идите до Campo Arsenale. Там вы увидите сложенные из красного кирпича зубчатые стены, напоминающие стены московского Кремля, две возвышающиеся по сторонам канала башни и мраморный портал, украшенный крылатым львом. 



Это главный вход в Арсенал, который представляет собой большую водную территорию, обнесенную со всех сторон стеной. Когда в Венеции проводятся биеннале современного искусства и архитектуры, Арсенал становится одной из выставочных площадок, куда открывается доступ для всех желающих. В остальные дни вход в Арсенал закрыт, так как и сегодня здесь размещаются различные производства. В таком случае, чтобы заглянуть за стену и увидеть, что же за ней скрывается, можно подняться на горбатый мостик, перекинутый за канал. С мостика откроется вид на доки Старого Арсенала. Новый и Новейший Арсенал расположены правее. На их границе в 1560 году по проекту архитектора Сансовино были построены доки для “Бучинторо” – главного двухсотвесельного корабля дожей, который принимал участие в самых важных церемониях, например, в ежегодной церемонии “Обручения Венеции с морем”.
А вот великолепный мраморный портал Арсенала рассмотреть ничто не мешает. 


Это первый образец архитектуры эпохи Возрождения, который появился в Венеции. Его спроектировал в 1460 году архитектор Антонио Гамбелло.

Крылатый лев появился позже – в 1571 году, после крупнейшего морского сражения при Лепанто, в ходе которого был положен конец турецкому господству в Средиземном море. Компанию крылатому льву составляют львы, установленные на постаментах. Эти скульптуры привезены из Греции.
Справа от портала можно увидеть бюст великого Данте и цитату из “Божественной комедии”, той ее части, что посвящена аду:
И как в венецианском Арсенале
Кипит зимой тягучая смола,
Чтоб мазать струги, те, что обветшали,
И все справляют зимние дела:
Тот ладит весла, этот забивает
Щель в кузове, которая текла;
Кто чинит нос, а кто корму клепает;
Кто трудится, чтоб сделать новый струг;
Кто снасти вьет, кто паруса латает… 

Видимо, шум и грохот, которые стояли на этой верфи, настолько впечатлили Данте, что он сравнил это место с преисподней, где пылает огонь и кипит в котлах смола.
Сегодня венецианцы гордятся тем, что великий Данте посетил их город и даже увековечил его в своем бессмертном произведении. Но в 1321 году они  отнеслись к поэту не так почтительно. Данте, изгнанный из родной Флоренции (которая также теперь гордится своим великим земляком), приехал в Венецию из Равенны с дипломатической миссией. Он должен был отстоять права Равенны в вопросах судоходства и морских перевозок. Но как раз накануне визита Данте произошла уличная драка моряков Равенны и Венеции, в ходе которой погибли несколько венецианцев. Это привело к обострению отношений между двумя городами, и миссия Данте оказалась проваленной. Данте попытался оформить пропуск, чтобы отплыть обратно в Равенну, но венецианские чиновники затянули дело, и Данте вынужден был возвращаться обратно по суше. В болотах он подхватил малярию и вскоре умер. Но историю эту сегодня мало кто помнит, зато  помнят и читают великую “Божественную комедию” Дате, где нашлось место и Арсеналу Венеции.

1 комментарий:

  1. Интересная информация.
    Как же хочется побывать в Венеции.

    ОтветитьУдалить

Популярные сообщения

"… и сказал он себе: нехорошо, если все те великие
диковины, что он сам видел или о которых слышал правду, не будут записаны для
того, чтобы и другие люди, не видевшие и не слышавшие, могли научиться из такого
повествования."

Марко Поло, “Книга о разнообразии мира”