Своим
могуществом Венецианская республика во многом была обязана военному и торговому
флоту, благодаря которому она стала хозяйкой Адриатики, а
затем
утвердила свое господство и в Средиземном море. Венецианский Арсенал был основан в 1104 году. К созданию собственной верфи Венецию
подтолкнуло участие в Четвертом крестовом походе, для которого требовались
боевые корабли. Затем, когда Венеция вела войну с Генуей, основным своим
соперником на море, Арсенал был расширен: появился новый Арсенал (Arsenale Nuovo),
а затем и Новейший Арсенал, позволявший строить корабли, длиной до 50 метров. Эта
крупнейшая в Европе судоверфь просуществовала до 1917 года, т.е. она
проработала больше 800 лет. Так долго не существовало ни одно предприятие в мире!
Кроме того, венецианский Арсенал был одним из самых крупных предприятий своего
времени. К 14 веку на нем трудилось до 16 тысяч рабочих, что соответствовало
населению небольшого средневекового города. Здесь существовали различные
производства, необходимые для строительства и полного оснащения боевых
кораблей. На территории Арсенала не только строили галеры, но и отливали пушки,
плели канаты, делали паруса и производили порох.
От
площади Сан-Марко дойти до венецианского Арсенала удобнее всего по Славянской набережной (Riva degli Schiavoni). Можно доехать на вапоретто (остановка Arsenale).
От остановки сверните с набережной налево и идите до Campo Arsenale. Там вы
увидите сложенные из красного кирпича зубчатые стены, напоминающие стены
московского Кремля, две возвышающиеся по сторонам канала башни и мраморный
портал, украшенный крылатым львом.
Это главный вход в Арсенал, который
представляет собой большую водную территорию, обнесенную со всех сторон стеной.
Когда в Венеции проводятся биеннале современного искусства и архитектуры,
Арсенал становится одной из выставочных площадок, куда открывается доступ для
всех желающих. В остальные дни вход в Арсенал закрыт, так как и сегодня здесь размещаются различные производства. В таком случае, чтобы заглянуть за стену и
увидеть, что же за ней скрывается, можно подняться на горбатый мостик,
перекинутый за канал. С мостика откроется вид на доки Старого Арсенала. Новый и
Новейший Арсенал расположены правее. На их границе в 1560 году по проекту
архитектора Сансовино были построены доки для “Бучинторо” – главного двухсотвесельного
корабля дожей, который принимал участие в самых важных церемониях, например, в
ежегодной церемонии “Обручения Венеции с морем”.
А вот
великолепный мраморный портал Арсенала рассмотреть ничто не мешает.
Это первый
образец архитектуры эпохи Возрождения, который появился в Венеции. Его
спроектировал в 1460 году архитектор Антонио Гамбелло.
Крылатый
лев появился позже – в 1571 году, после крупнейшего морского сражения при Лепанто,
в ходе которого был положен конец турецкому господству в Средиземном море.
Компанию крылатому льву составляют львы, установленные на постаментах. Эти
скульптуры привезены из Греции.
Справа
от портала можно увидеть бюст великого Данте и цитату из “Божественной комедии”,
той ее части, что посвящена аду:
И как в венецианском Арсенале
Кипит зимой тягучая смола,
Чтоб мазать струги, те, что обветшали,
И все справляют зимние дела:
Тот ладит весла, этот забивает
Щель в кузове, которая текла;
Кто чинит нос, а кто корму клепает;
Кто трудится, чтоб сделать новый струг;
Кто снасти вьет, кто паруса латает…
Видимо,
шум и грохот, которые стояли на этой верфи, настолько впечатлили Данте, что он
сравнил это место с преисподней , где пылает огонь и кипит в котлах смола.
Сегодня
венецианцы гордятся тем, что великий Данте посетил их город и даже увековечил
его в своем бессмертном произведении. Но в 1321 году они отнеслись к поэту не так почтительно. Данте,
изгнанный из родной Флоренции (которая также теперь гордится своим великим
земляком), приехал в Венецию из Равенны с дипломатической миссией. Он должен
был отстоять права Равенны в вопросах судоходства и морских перевозок. Но как
раз накануне визита Данте произошла уличная драка моряков Равенны и Венеции, в
ходе которой погибли несколько венецианцев. Это привело к обострению отношений
между двумя городами, и миссия Данте оказалась проваленной. Данте попытался
оформить пропуск, чтобы отплыть обратно в Равенну, но венецианские чиновники
затянули дело, и Данте вынужден был возвращаться обратно по суше. В болотах он
подхватил малярию и вскоре умер. Но историю эту сегодня мало кто помнит,
зато помнят и читают великую “Божественную
комедию” Дате, где нашлось место и Арсеналу Венеции.
Интересная информация.
ОтветитьУдалитьКак же хочется побывать в Венеции.